Новые изменения в договоре на платные медицинские услуги с 1 сентября 2022: что нужно изменить в договоре?

1 мая в статью 16 Закона «О защите прав потребителей» внесли некоторые изменения, большинство из которых и так уже были учтены в анти-претензионной документации на пациента, поскольку я получаю обратную связь от клиник-клиентов, в том числе по замечаниям Роспотребнадзора при плановых и внеплановых проверках. Что «нового» добавили? Проводя бесплатный аудит документации на пациента, я знаю наиболее часто встречаемые нарушения, которые привожу ниже вместе с комментариями (в скобках). Если у вас есть такие фразы в договоре — то договор надо поменять:

«Статья 16. Недопустимые условия договора….

Часть 2: К недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся:

1) … право на одностороннее расторжение договора (частая и бессмысленная формулировка в договорах, которая никаким образом не снимала с клиник ответственность перед пациентом за качество оказанных услуг),

2) … подсудность по месту нахождения исполнителя (вот это единственное, что я изменяю в своем договоре и с большим сожалением, теперь лазейка для потребительских экстремистов получила официальное признание — будьте бдительны при оказании медуслуг иногородним, они имеют полное право подать в суд по месту своей прописки, чем поставят клинику в невыгодное положение, так как придется искать юриста в другом городе),

3) … штрафы (за отмену приема, неявку и тд — их всегда пациент мог оспорить)

4) условия, которые исключают или ограничивают ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом (например фраза «клиника ответственность не несет» раньше была просто нерабочая (так как надо прописывать конкретные условия и формулировать договорила по типу договора присоединения для того, чтобы реально не нести ответственность за недостижение результата), теперь за нее можно получить замечание или штраф)

Подпункты 2 части : 5) 7) 8) 9) 10) 12) 13) 14)15), а также вся часть 3 — не встречается обычно в договорах

6) — редко: условия, которые предусматривают оказание дополнительных услуг за плату без согласия пациента;

7) — редко: условия, которые ограничивают право потребителя на выбор способа оплаты услуг

11) … обязательный досудебный порядок рассмотрения споров ( в отношении ассоциации врачей и прочих организацй, исключая врачебную комиссию — она может)

Часть 4. … не вправе отказывать потребителю в заключении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные ( наверняка пациенты начнут брыкаться подписывать Согласие на персональные данные, но его вообще логично не подписывать отдельно, а встроить в договор, чтобы экономить бумагу).

Также ждем поправки в Постановление о правилах оказания платных медуслуг (обещали тоже с 1 сентября, но законопроект пока завис).

РЕЗЮМЕ: Что нужно заменить (на отредактированные файлы) : 

  1. договор с пациентом: Файл «ДОГОВОР анти-претензионный с видеонаблюдением, предоплатой и факсимиле 2022»
  2. уголок потребителя (соответственно изменить раздел на сайте и на информационном стенде): 
    1. Файл «1 Информация для размещения на сайте и стенде»
    2. Файл «2 Уголок потребителя шаблон»
    3. Файл «3 ДОГОВОР для стенда и сайта»

Важно: 

  • Шрифт на 14 кегль переводить пока не надо.
  • Ранее заключенные договора перезаключать не надо. 

Готовый пакет обновлений (договор + уголок потребителя) можно заказать здесь

Если Вы сомневаетесь в том, насколько документация на пациента соответствует требованиям проверяющих и, главное, защищает Вашу клинику от потребительского экстремизма, то рекомендую Вам обратиться за проведением бесплатного аудита документации.

Оставить ответ