Нужно ли заполнять паспортные данные в договоре с пациентом? (на август 2022)
паспортные данные в договоре с пациентом

Вопрос «Нужно ли заполнять паспортные данные в договоре на оказание платных медицинских услуг?» появляется у руководителей клиник после того, как клиент начинает возражать против требования администратора по заполнению паспортных данных.

Сейчас пациент может получать медуслуги на условиях анонимности — подробности здесь

Кратко: паспортные данные в договоре — необязательные данные = можно не заполнять. Однако я постараюсь полностью осветить все возможные юридические и практические тонкости.

Правовое основание – никаких указаний относительно обязательности паспортных данных в договоре на оказание платных медицинских услуг в законе нет.

В «Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006 г. «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (пока новые правила не приняты, хотя были обещаны в 1 сентября 2022, поэтому пока все по старому) содержится исчерпывающий перечень информации в п.п «б» п.17. «Договор должен содержать: фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя)», т.е. то, что привычно записывается администратором в карточку.

Подтверждением тому и требования Гражданского Кодекса: согласно п.1 ст.420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В силу п.1 ст.19 ГК РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию, имя и отчество. Если договор заключается физическим лицом — гражданином, то он должен в подтверждении своего имени, отчества и фамилии предоставить любой документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина).

Таким образом, договор с пациентом можно заключать без указания паспортных данных. В этом случае клиника, в случае возникновения спора в суде, должна будет доказать, что договор подписан именно этим гражданином. А это достигается путем заполнения его ФИО и получением его развернутой подписи (в формате ФИО полностью) в договоре и, самое главное, в ИДСах (информированные согласия на услуги).

Обращаю внимание, что использование Договора + ИДС защищает клинику, т.к. доказывает, на каких конкретных условиях этот пациент согласился на лечение, уходовые меры после лечения и т.п., т.е. все возможные меры по достижению оптимального результата оказания платной медицинской услуги — здесь на важно, косметология ли это, стоматология или иная платная услуга.

Иногда пациенты отказываются сообщать паспортные данные из-за различных своих страхов. Поэтому я рекомендую Вам не требовать паспортные данные, а просто просить пациентов показать любой документ (водительское удостоверение, фото паспорта и пр.) для правильного написания его ФИО.

Когда Вам обязательно нужен паспорт (или фото паспорта) — это подозрение на то, что клиенту меньше 15 лет, так как мы не можем оказывать услуги без согласия родителей (можем, но если родитель возмутиться, то придется возвращать стоимость лечения).
Удачного Вам дня, коллега!

©Артем Воропаев, медицинский правовед, http://medpravoved.ru

Комментарии к Нужно ли заполнять паспортные данные в договоре с пациентом? (на август 2022) (6)

  • Ольга  ::

    Добрый день. Договор и ИДС мед центр может заполнить без паспорта. Как быть с согласием на обработку персональных данных? В соответствии с №152-ФЗ О защите персональных данных согласие должно в обязательном порядке содержать данные паспорта.

    • Артём Воропаев  ::

      Ольга, добрый день!
      Эта бюрократия нужна обязательно для системы ОМС. Частникам проще, т.к. медкарты проверяет обычно Роспотребнадзор и не особо внимательно. Поэтому что в этом согласии на ПнД пациент написал — никто смотреть не будет. Если пациент отказывается, скажите чтобы «он заполнил согласие как хочет — Вам нужно формально его иметь, пусть указывает любые данные».

  • Юлия  ::

    Добрый день! В настоящее время судимся с пациентом, который утверждает, что лечил зубы в нашей мед. организации. При этом, документов представить не может, т.к. говорит, что врач их ему не передал. Врач, который лечил зубы, уволился. У нас какие-либо подтверждающие документы отсутствуют. Врач привлечена в дело в качестве третьего лица. Но ее представитель заявляет, что врач отрицает факт лечения и вообще она вправе не свидетельствовать против себя. Если пациент не может подтвердить факт обращения в клинику, как по-вашему, кто будет нести ответственность?

    • Артём Воропаев  ::

      Юлия, добрый день!
      Если у пациента нет доказательств, что он лечился в клинике, а это может быть:
      чек, БСО
      медкарта
      выписка
      переписка в соцсетях
      сообщения смс, мессенжеры
      запись тел разговора
      скрытая запись разговора
      переводы денег на карту врачу
      то он может отталкиваться только от свидетельских показаний — это возможно (люди будут говорить, что видели как заходила в дверь клиники), но факт что именно и в каком объеме лечили — это не доказуемо, поэтому в таком случае пациент дело проиграет.
      Я веду судебные дела, обращайтесь если будут трудности.

      Лечащий врач может на суд не являться, если у нее есть представитель.

  • Андрей  ::

    Добрый вечер! В статье не нашел однозначного руководства к действию по поводу того, имеет ли клиника право требовать паспорт для подтверждения личности, чтобы понимать, свои ФИО указал пациент или выдумал? Например на случай того, чтобы потребовать оплату через суд, если клиент сбежит после процедуры не оплатив.

    «Если договор заключается физическим лицом — гражданином, то он должен в подтверждении своего имени, отчества и фамилии предоставить любой документ, удостоверяющий личность» — значит ли эта фраза, что пациент обязан предоставить документ подтверждающий личность клинике, чтобы подтвердить свои ФИО и если не предоставит, то клиника имеет право отказать в приеме?

    На деле ведь есть вредные клиенты, которые не хотят не то что паспортные данные в договор внести, а любой документ отказываются показывать и требуют анонимного приема. Как потом быть, если их принять и они останутся недовольны услугами и будут говорить, что это не их ФИО в ИДС указано? При этом они заведомо ложные данные укажут во всех документах.

    И ещё вопрос по поводу иностранных граждан. Если есть такие посетители, то информацию из их иностранных документов так же постараться в полном объеме вписать на их языке в договор, ИДС и прочие документы и этом случае эти документы будут иметь такую же юр. силу как и заключенные с гражданами РФ?

    • Артём Воропаев  ::

      Андрей, добрый день!
      1. «Клиника право требовать паспорт для подтверждения личности, чтобы понимать, свои ФИО указал пациент или выдумал?» Имеете полное право требовать паспорт, права и пр, чтобы правильно записать ФИО и проверить возраст (детей до 15 лет нельзя лечить без родителей). . В статье я пишу о том, что данные можно не записывать, если пациент против. Т.к. пациент будет подтверждать , в том числе и в суде, что это именно он обращался в клинику.
      2. «Например на случай того, чтобы потребовать оплату через суд, если клиент сбежит после процедуры не оплатив». Вряд ли Вы будете взыскивать 2-3 тыс. руб, к тому же это происходит очень редко, а вот если речь идет о дорогом лечении, то стоит в договор включить условие о неустойке, тогда взыскание долга проще.
      3. «пациент обязан предоставить документ подтверждающий личность клинике, чтобы подтвердить свои ФИО и если не предоставит, то клиника имеет право отказать в приеме?» — в принципе клиника может отказать пациенту в приеме без объяснения причин, подробнее — и никаких последствий не будет.
      4. «На деле ведь есть вредные клиенты, которые не хотят не то что паспортные данные в договор внести, а любой документ отказываются показывать и требуют анонимного приема. Как потом быть, если их принять и они останутся недовольны услугами и будут говорить, что это не их ФИО в ИДС указано? При этом они заведомо ложные данные укажут во всех документах». За 14 лет практики, в частной медицине, не встречал таких случаев. Была один раз умышленная подделка подписи в ИДС, но для этого нужно требовать подписъ в формата «ФИО полностью» + подпись = 4 слова.
      С другой стороны, если Вы идентифицировали клиента как вредного, то нужно больше времени уделить правильному информированию и прикрыться анти-претензионной документацией, либо отказать ему совсем.
      5. По иностранцам — все верно, вписывайте их как указано в паспорте и документация будет иметь юридическую силу.
      Поскольку Вы задайте хорошие вопросы, то приглашаю Вас:
      1. посетить курсы обучения (сейчас идут в формате серии вебинаров для стоматологов и косметологов), можно присоединиться и просмотреть прошедшие в записи.
      2. проверить качество документации на пациента, пройдя бесплатный аудит.

Оставить ответ