Проверка медицинской клиники Роспотребнадзором: типичные нарушения в 2017 году

Статистика показывает, что с проверками Роспотребнадзора дела обстоят все лучше и лучше с каждым годом, об этом говорит средний размер штрафа в 2017г.  – всего 4500 руб.

В этой статье я прокомментирую сводный отчет за 2017 год Управления Роспотребнадзора по Саратовской области (опубликован на сайте управления).  Эта тема мне очень близка, т.к. я провожу в месяц не менее 15 бесплатных аудитов документации частных клиники (подробнее об условиях и порядке проведения) и в отчете я указываю все те же замечания, которые выявил Роспотребнадзор.

Итак Роспотребнадзором было проверено 123 медицинских организации на предмет соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании платных медицинских услуг, всего в 59 из них выявлены нарушения (меньше половины!!).

Проведена экспертиза 9321 договора на оказание платных медицинских услуг, заключенных с потребителями, при этом выявлено 1259 договоров, не соответствующих действующему законодательству РФ (всего 15%!!!).

За выявленные нарушения Управлением наложено 73 штрафа на общую сумму 329,5 тысяч рублей (средний штраф 4500 руб.!!!!)

Все это в очередной раз подтверждает мою главную рекомендацию: важно иметь основные документы, гнаться за 100% соблюдением всех предписаний – нет никакого смысла (санкция = один раз в три года заплатить штраф 4,5 тр) и обязательно иметь Приказ о возложении ответственности на главного врача (для минимизации штрафа (в 10 раз меньше чем на юрлицо).

Отдельно прокомментирую (в скобках и курсивом – как правильно сделать)  наиболее частные нарушения из списка Роспотребнадзора (когда я провожу бесплатные аудиты (за 2017 год я их провел около 200 бесплатных проверок), я отмечаю аналогичные нарушения):

  1. отсутствие информации о месте нахождения учреждения (месте его государственной регистрации); отсутствие данных документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; — (все это указывается в договоре (в начале или в конце (где реквизиты клиники)
  2. — отсутствие информации о квалификации  специалистов, уровне их профессионального образования и графике   работы; — (указывается на сайте и информационном стенде)
  3. отсутствие сведений об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты; — (указывается в договоре и Правилах предоставления платных медицинских услуг)
  4. отсутствие сайта организации, оказывающей платные медицинские услуги, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; — (можно иметь самый простой сайт, сделанный самому)
  5. -не заключение договора на оказание платных медицинских услуг с гражданами в письменной форме. – (договор помимо этого имеет еще функцию защиты от потребительского экстремизма)
  6. одностороннее изменение исполнителем условий договора (в том числе — условия о цене оказываемых услуг); — (нужно иметь фразу «с согласия пациента»)
  7. -одностороннее расторжение договора по инициативе исполнителя; — (в практике такой необходимости почти нет, а юристы, составляющие договора любят такие пункты)
  8. -непредставление при выявлении недостатков оказанной услуги права выбора требований, предусмотренных ст. 29 ЗоЗПП» — (нужно правильно отвечать на Претензию пациента)
  9. -ограничение  прав потребителя каким – то одним правом; — (например, запрет на обращение в другую клинику)
  10. внесение условия о невозможности отказа потребителя от исполнения договора об оказании услуг в любое время;- (можно просто включить условие о неустойке при несвоевременной оплате за медицинские услуги)
  11. — установление  исключительной подсудности; — (я за подсудность по месту клиники, если пациент лечится из другого города – подробнее зачем это нужно в статье)
  12. -отнесение на фактические затраты всей суммы (независимо от реальных затрат) аванса, оплаченного потребителем; (мои клиенты не сталкивались с этим – т.к. всегда возвращают за вычетом фактически понесенных расходов)
  13. -ограничение ответственности исполнителя услуг за исход лечения (качество оказанной услуги)   — (это правильных ход, но формулировка ограничения должна быть такой, чтобы не возбуждать Роспотребнадзор, я «откатал» формулировку ограничения ответственности уже лет 10 назад). 

Подробнее о самой проверке можно прочитать в статье

Обращаю внимание:

Готов новый прейскурант по новой номенклатуре косметологических услуг (по 804 приказу) — подробнее.

Подготовьтесь к новой проверке прокуратурой на предмет противодействия коррупции — подробнее.

Артем Воропаев, медицинский правовед

 

 

Резюме: в статье описаны типичные нарушения, выявляемые при плановых и внеплановых проверках Роспотребнадзора за 2017 год в медицинских клиниках (стоматология, косметология, пластическая хирургия, гинекология, офтальмология, многопрофильные медицинские центры).

Оставить ответ